Как появилось просо в Казахстане выяснили учёные
Новое исследование ученых из Назарбаев Университета, Института археологии им. А. Х. Маргулана в Алматы, Вашингтонского университета в Сент-Луисе (США) и Кильского университета (Германия) показывает, что первоначальный транзит проса через горы Центральной Азии совпал с тесной связью между выпасом скота и растениеводством. Результаты исследования опубликованы 4 сентября в журнале “Proceedings of the Royal Society B” в научной статье «Early integration of pastoralism and millet cultivation in Bronze Age Eurasia».
Исследователи проанализировали древнюю ДНК останков одомашненных овец и коз 2700 г. до н.э., найденных на недавно открытом участке раннего Бронзового века в поселении Дали, в Джунгарских горах юго-восточного Казахстана. Анализ стабильных изотопов показал, что животных кормили просом, чтобы помочь им выжить в суровые зимы Центральной Азии.
— В сравнении с растительностью местных гор и степных низменностей просо растет быстрее и имеет отчетливый изотопный состав углерода. Мы смогли точно определить, что животные употребляли просо в период с раннего Бронзового века до Железного века, — говорит Др. Тейлор Гермес, исследователь Кильского университета и ведущий автор статьи.
Этот ранний период времени и то, что одомашненных овец и коз в Центральной Азии, кормили просом, позволяет предположить, что скотоводство имело важное значение для перемещения этой культуры далее на запад от китайских поселений, которые, в свою очередь выращивали просо и свиней. Др. Гермес подчеркивает особую связь между скотоводством и растениеводством.
Изучив человеческие захоронения в двух небольших скотоводческих поселениях, Бегаш и Тасбас, в Джунгарских горах, команда исследователей выдвинула гипотезу о том, что одомашненные злаки первоначально распространялись в Центральную Азию как товар, а не как основной продукт питания. Обугленные семена пшеницы, ячменя и проса в человеческих гробницах для кремации (около 2500–2200 гг. До н.э.) представляют собой самое раннее свидетельство того, что люди обменивали зерновые культуры через Центральную Азию.
— Огромный вклад растениеводства в развитие местного скотоводческого хозяйства, мог послужить причиной того, что люди, живущие в Тасбасе и Бегаше, стали использовать элементы злаковых культур в своих ритуалах. Появление пшеницы и ячменя в их могилах вместе с просом теперь заставляет задуматься о роли других культур в этом горном регионе, — рассказывает Паула Дюпюй, заведующая кафедрой антропологии Школы естественных, социальных и гуманитарных наук Назарбаев Университета.
Хотя доказательства употребления проса в пищу местными жителями поселения Дали, остаются неоднозначными, ученые в своем исследовании предполагают, что жители выращивали сельскохозяйственные культуры в основном для корма животных. Потребление проса в рационе животных было переменным, вероятно, из-за изменения социальных и экологических условий кочевого образа жизни.
— Теперь мы знаем, что просо было чем-то большим, чем просто элемент ритуала. Просо было ценным урожаем для поддержания здорового стада и, по сути, жизни скотовода, — продолжил Др.Гермес.
В своей статье ученые опирались на результаты археологических раскопок и музейные коллекции. Исследование проводилось в рамках многолетнего научного партнерства между Вашингтонским университетом под руководством Майкла Фрачетти и Институтом археологии им. А. Х. Маргулана в Алматы (Казахстан) и проекта «ASIAPAST», финансируемым Европейским советом по исследованиям, под руководством Шерил Макаревич из Кильского университета.
Информация для статьи предоставлена: Paula Dupuy, Куралай Байменова