Что такое Le Shapalaque и как юмор помогает строить свой бизнес

Комиксы давно вошли в нашу жизнь, иногда даже меняя образ мышления и паттерны поведения, превратили миллионы людей в своих фанатов, последователей и привлекают внимание общества к важным темам и вопросам. Но почему рисованные картинки так увлекают читателей? Чем объясняется такая популярность комиксов в социальных сетях? Почему рассматривая их, мы ставим лайки, смеемся, отправляем своим друзьям? Скотт Маклауд в своей книге «Понимание комикса» рассказал об искусстве излагать мысли, концепции убеждения в картинках. Он объясняет, что детально прорисованные лица неуместны в комиксах, так как они отвлекают наше воображение. А вот персонаж с примитивно нарисованным лицом (например, точки вместо глаз, черточка — нос и скобка — улыбка) читатель ассоциирует с собой, то есть воображение оживляет его, условно наполняет образ. То есть, читатель ставит себя на место персонажа и «примеряет» изображенную ситуацию на себя.  

В 2017 году появился казахстанский интернет-комикс, в котором авторы посредством карикатур и ироничных текстов обращали внимание людей на актуальные повседневные темы современного общества. Проект Le Shapalaque — идея выпускников Назарбаев Университета. Четверо из команды проекта в семь человек — выпускники Назарбаев Университета: Ануар Сериков и Адиль Закенов закончили Школу наук и технологий, Саги Сагимбаев — выпускник Школы инженерии (с 2019 года обе школы объединены в Школу инженерии и цифровых наук), и Галия Хасенханова закончила Школу естественных, социальных и гуманитарных наук. Главный художник команды Амиржан Мусагалиев и два других художника — выпускники других университетов, специалисты в иллюстрации и графическом дизайне.

 
 
 
View this post on Instagram

A post shared by Lé Shapalaque Comics (@shapalaque) on

Первоначально команда Le Shapalaque планировала заниматься созданием анимационных фильмов, но из-за бюрократических проблем поставка необходимого оборудования затянулась. Тогда ребята решили рисовать комиксы, поскольку так можно было гораздо быстрее создавать контент и видеть отклики аудитории. Название для своего проекта ребята выбирали из десятков вариантов различных казахских слов. Они провели опрос и выяснили, что большинство опрошенных проголосовали за слово «шапалак», что в переводе означает шлепок, похлопывание, пощечина или оплеуха. В юмористической форме ребята изображают различные ситуации, связанные с реалиями жизни и обращают внимание пользователей на порой острые и злободневные социальные темы.

  «Образование в НУ помогло мне найти новых друзей по интересам, расширить своё мировоззрение, и я начал смотреть на многие вещи по-другому, начал анализировать происходящее и мыслить более критически. Начал понимать, что, если приложить достаточное количество усилий, то можно достичь многих целей, — говорит Адиль, — мне повезло, что я приехал из другого города в НУ и жил в общежитии, где научился быть более самостоятельным, верить в свои силы, принимать участие в разных мероприятиях, международных стажировках».

Сейчас Le Shapalaque  довольно успешно удается монетизировать: клиенты заказывают не только комиксы, но и логотипы, брендбуки, иллюстрации и даже раскраски. По словам Адиля, к ним часто обращаются заказчики, когда им нужно интересно и доступно рассказать большой аудитории о своей компании. Среди клиентов Le Shapalaque есть и зарубежные заказчики. «Если для этой цели подходит комикс – то рассказываем историю компании через комикс, если другие медиа – то снимаем видео или анимационные ролики», — говорит Адиль.

Команда Le Shapalaque планирует в будущем запустить образовательный проект, связанный с правами человека, чтобы просвящать казахстанцев об имеющихся у них правах и о том, как уметь ими правильно пользоваться, а также в перспективе хотели бы снимать анимационные художественные ролики.