“Cпрос на полезные ископаемые и элементы увеличивается”
Следующий гость нашей рубрики Galym-Galam — Насcер Мадани, Ассистент профессор Школы горного дела и наук о Земле. В своем интервью профессор Мадани рассказывает что привело его в Казахстан и почему повсеместное увлечение электрокарами — хороший знак для будущего горнодобывающей индустрии.
Профессор Мадани, расскажите пожалуйста о ваших текущих исследованиях? Какими-либо ключевыми достижениями вы можете с нами поделиться?
Моя область исследований — геостатистика и оценка минеральных ресурсов. Проще говоря, я специализируюсь на 3D-моделировании месторождений полезных ископаемых. В связи с этим я принимал участие в нескольких исследовательских проектах, финансируемых Назарбаев Университетом, французско-казахстанской компанией KATCO, Eurasian Resources Group (ERG), Центром исследований и разработок ERG и швейцарским государственным секретариатом по образованию, исследованиям и инновациям. В рамках этих проектов мы разработали множество различных алгоритмов и методологий для более точной оценки залежей ресурсов, часть которых была опубликована в престижных рецензируемых журналах, а часть сейчас находится на рассмотрении. Кроме того, мы разработали несколько программ, написанных на MATLAB и Python. Некоторые из них публично доступны на бесплатных веб-сайтах, таких как GitHub.
Расскажите пожалуйста о ваших проектах, которые нашли практическое применение в отрасли?
Несомненно, часть моих исследований имеет практическое промышленное применение. Например, мы использовали современный геостатистический метод для оценки содержания железа в одном угольном месторождении в Казахстане. Для этого мы определили участок в шахте, где есть залежи угля хорошего качества по отношению к содержанию железа. Еще одно мое исследование направлено на разработку геостатистических инструментов и методов для лучшего моделирования отложений урана на юге Казахстана. Крестообразная форма этих залежей требует применения передовых технологий для трехмерного пространственного моделирования.
Почему бы вы посоветовали абитуриентам поступать в Школу горного дела и наук о Земле? Какие краткосрочные и долгосрочные перспективы развития горнодобывающей отрасли вы видите?
Казахстан очень богат минералами и элементами, и при этом еще много месторождений до сих пор не открыто. В свое время отсутствие местных кадров привело к найму иностранных горных инженеров в этот сектор. Горнодобывающим компаниям Казахстана действительно нужно больше квалифицированных горных инженеров, которые могут внести значительный вклад в развитие страны. Я могу привести один очень простой пример о будущем горного дела. Для этого давайте посмотрим на развитие электромобилей, таких как Tesla. Простая статистика предсказывает, что к 2025 году все автомобили в Европе будут переведены на электромобили, для чего им, возможно, больше не понадобится бензин. Фактически, электромобили работают с батареями из лития и хрома. Увеличивается популярность электромобилей, вырастает спрос на литий и хром. Это означает, что нам нужно искать новые месторождения и рудники лития и хрома. Этот простой пример можно экстраполировать и на другие отрасли, все говорит о том, что спрос на полезные ископаемые и элементы увеличивается, а значит горнодобывающая отрасль будет развиваться и дальше.
Почему вы решили присоединиться к НУ?
Во-первых, Школа горного дела и наук о Земле в НУ очень молода. Когда я пришел работать в НУ, деканом Школы был доктор Эркан Топал. Он пользуется отличной репутацией в мире горнодобывающей промышленности и академических кругов. Когда я увидел его имя на сайте, я был рад узнать, что он работает здесь. Кроме того, я вижу что Казахстан очень внимательно относится к внедрению новых технологий и подготовке молодых специалистов, и НУ — отличный тому пример. Все это помогло мне принять решение переехать в Казахстан.