“Докторантура – это большая ответственность”
Камбатырова Асель — постдокторант Высшей школы образования Назарбаев Университета. Она закончила программу докторантуры ВШО в области образования в 2020-м году. Сегодня Асель занимается проектом «Наращивание педагогического и научно-исследовательского потенциала (вузов) в подготовке учителей в области STEM в Казахстане: научно-практическое партнерство».
- Расскажите, какой теме посвящена Ваша диссертационная работа и чем обусловлен ваш интерес к ней?
Тема моей докторской диссертации — “Языковые идеологии родителей в контексте трехъязычной образовательной политики в Казахстане”. На момент поступления на программу докторантуры в 2016-м году я уже несколько лет работала младшим научным сотрудником в Департаменте по науке ВШО НУ. Я была вовлечена в научно-исследовательские проекты в области среднего образования, которые проводились в сотрудничестве с университетом-партнером нашей школы — Кембриджским университетом. Магистерская диссертация, которую я писала в Университете Шеффилда в 2014 году, также была посвящена теме трехъязычного образования. Соответственно, когда пришло время задуматься о теме диссертации, я в какой-то момент хотела изменить фокус исследования. Но, поскольку я много времени потратила на исследование этой области, то решила все же продолжить работать в этом направлении. Затем как-то в фейсбуке я увидела видео-пост одной родительницы касательно новых учебников для учащихся начальной школы, и подумала, что этот слой населения, т.е. родители, не вовлечены в обсуждение вопроса образовательных реформ, хотя их мнение представляет огромную важность.
Таким образом, я решила, что буду исследовать мнение родителей относительно трехъязычного образования в средних школах. Результаты исследования показали, что, в целом родители поддерживают политику трехъязычного образования, но считают, что обучение на английском, казахском и русском языках следует вводить постепенно, чтобы избежать негативных результатов. Родители высоко оценили знание трёх языков, среди которых казахский язык ассоциируется с этнической принадлежностью и признан инструментально важным для работы, общения и путешествий по стране. Русский язык считается важным для межнационального общения. Английский язык ассоциируется с широкими возможностями, которые он предоставляет для трудоустройства, образования, общения и путешествий. Однако изучение предметов на английском языке, по мнению родителей, будет проблематичным, поскольку не все дети обладают одаренностью и способностями, которые, как считают они, важны для успешного обучения. Языковые идеологии родителей варьировались в зависимости от типа школы, географической местности, возраста, этнической принадлежности, языка, уровня дохода и образования.
Надеюсь, что выводы, сделанные в моей работе, будут полезны для лиц, отвечающих за разработку и проведение политики, разработчиков учебной программы на трёх языках, директоров школ, учителей, родителей и учащихся. К примеру, скептическое мнение родителей относительно изучения предметов на английском языке и важность обладания, по их мнению, одаренностью и способностями для успешного обучения на английском языке, говорит о том, что представители государственных структур, отвечающих за внедрение реформ, и разработчики программ должны обратить внимание на этот фактор. Сегодня школы, реализующие трехъязычное образование, — это школы, в которых учащихся отбирают на основе их академических достижений и способностей, а это означает, что эти учащиеся с большей вероятностью справятся с обучением на английском языке, не столкнувшись со значительными трудностями. А учащимся в обычных общеобразовательных школах может потребоваться специальная учебная программа и подходы к обучению на английском языке, отличные от тех, которые применяются в специализированных школах.
- Что, по Вашему мнению, влияет на успех диссертационного исследования?
Считаю, что то, как будет реализован на практике процесс работы над диссертацией, во многом зависит от самого докторанта, в частности, его заинтересованности, самоотверженности, дисциплины и умения расставлять приоритеты в процессе учебы. Помимо этого, успешному процессу работы над диссертацией, конечно же, способствуют научные руководители и семья. Мне в этом плане повезло. На протяжении всего процесса от начала программы докторантуры до защиты диссертации мои научные руководители (Бриджит Гудман и Дэниел Торано) и мои близкие оказывали мне огромную поддержку. Большое значение для успешного завершения работы имели и благоприятные условия, созданные в НУ для докторантов: библиотека, предоставляющая доступ к международным базам данных, возможность участия в международных и местных конференциях с целью представления предварительных результатов исследования и получения обратной связи от других участников, стажировка в вузе-партнере, позволяющая тесно поработать с внешними научными руководителями и использовать их библиотечные ресурсы.
- Расскажите о Ваших ближайших планах?
Сейчас я работаю постдокторантом в новом проекте под руководством Ассоциированного профессора ВШО НУ Бриджет Гудман. Также планирую продолжить научные исследования в области трехъязычного образования, так как в процессе работы над диссертацией возникло очень много вопросов, которые требуют дальнейшего изучения. Так, результаты исследования показали необходимость дополнительного исследования мнения родителей из сельской местности, поскольку их убеждения могут разительно отличаться от городских родителей в силу различных факторов. Считаю, что изучать этот блок вопросов очень важно для всестороннего освещения данной тематики.
- Ваши рекомендации/советы будущим докторантам?
В первую очередь, я бы рекомендовала будущим докторантам выбрать ту тему для исследования, которая им действительно интересна, так как им придется с ней работать последующие 4-5 лет. А это достаточно длительный период, требующий большой самоотдачи, в течение которого у них могут возникать срывы, апатия и нежелание дальше работать над диссертацией. Если же ты работаешь с интересной тебе темой, то преодолеть такие настроения, думаю, гораздо легче. Всегда надо ставить себе дедлайны, если их даже не ставят научные руководители, так как своевременное завершение программы, в первую очередь, важно для самого докторанта. Не должно быть никаких исключений, т.е. нужно стараться писать каждый день, несмотря ни на какие обстоятельства, которыми мы иногда оправдываем свою прокрастинацию. В моём случае дисциплина была ключом к успеху. Если Вы решили поступать на программу, должны тщательно всё обдумать, так как вам придется очень много работать, читать и постоянно писать, что может сказаться на Вашей социальной жизни. Но все трудности преодолимы.