Создание Ассоциации профориентаторов РК и новые тенденции в образовании обсудили в Назарбаев Университетете
29 и 30 сентября в Назарбаев Университете (НУ) состоялся VI Семинар профориентаторов Республики Казахстан, организованный по инициативе Департамента по приему НУ. Семинар для работников образования, отвечающих за профориентацию старшеклассников, ежегодно становится площадкой для знакомства, сотрудничества, обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов. В этом году семинар посетили более 80 участников со всех регионов Казахстана.
В первый день семинара гости посетили День открытых дверей НУи NU GeekFest, городское мероприятие, где переплетаются киберспортивная и гик-культура. На развлекательно-познавательной ярмарке образовательных программ, в рамках NU GeekFest, профессора и представители школ НУ ответили на вопросы, провели мастер-классы и ознакомительную экскурсию по лабораториям, общежитиям и кампусу университета.
Во второй день мероприятия представители Департамента по приему НУ рассказали об эффективных методах самопрезентации (интервью, резюме, мотивационное письмо), необходимых для успешного поступления в университет, особенностях выбора будущей профессии, этапах поступления в Университет. Кроме того, представители НУ рассказали о значимости профориентации в эпоху хайпа, какие профессии исчезнут к 2030 году, о трудностях ведения профориентационной работы с учащимися школ в условиях VUCA (нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности), об исследовании компании Universum талантов в Казахстане. Выпускница НУ из Мексики поделилась своим опытом выбора вуза и профессии, а студент из села Казыгурт отметил значимость поддержки и наставничества профориентаторами будущих абитуриентов.
На групповой сессии семинара участники разработали рекомендации по развитию профриентации в школах республики и пришли к общему мнению создания ассоциации профориентаторов Казахстана.
— Хороший уровень организации семинара и интересные спикеры. Мы стали участниками NU GeekFest, который прошел по высшему разряду. Во второй день семинара интересным спикером для меня стала Лаура Карабасова. В своем выступлении она поделилась тем, как университету преподносить себя и как вести себя рекрутерам или профориентаторам. В нашей работе мы ежедневно консультируем детей и их родителейи советуем выбирать образование, учитывая так называемую гиг-экономику, классные кампусы и компании в которых они хотят в будущем оказаться. При выборе вуза, не выбирать только предметы, которые им нравятся, то есть не так как выбирали вуз раньше. Наша школа ориентирует на то, что у них всегда есть выбор, потому что никто не скажет кем им нужно быть. Человек сам должен это решить и взять на себя ответственность, — отметил Андрей Хомутовский, академический директор школы Langberry Astana.
Основываясь на практическом опыте, участники семинара сделали вывод, что подготовку учеников к поступлению в высшие учебные заведения желательно начинать с 6 или 7 класса. С этого возраста у ребенка достаточно времени для того, чтобы выбрать профессию, определиться или передумать и выбрать новую.
— Моя задача как профориентатора направить ученика, учитывая четкие временные рамки. Как правило, у ученика 11 класса имеет четкое представление кем хочет быть, и понимает куда будет поступать. Но, по моему мнению, подготовку необходимо начинать раньше, с 7-8 класса. К примеру, в прошлом году группа учеников 10 и 11 классов нашей школы посетили НУ, двое одиннадцатиклассников поступили сюда и учатся на гранте, хотя изначально планировали поступать в Высшую школу экономики в г. Москва. А в сентябре этого года ко мне подошли десятиклассники и выразили желание поступить в НУ, попросили их консультировать по датам поступления, — говорит Мнайдарова Мирамгуль Сергужаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, школы-лицея №8 для одаренных детей г. Павлодар.
— Нам рассказали полезную информацию о тенденциях в работе с молодым поколением в условиях нашего времени, об изменениях в поступлении на Foundation — программу предуниверситетской подготовки и теперь я буду рассказывать об этом своим ученикам. Начиная с 10 класса, мы готовим наших учащихся к экзаменам SAT и IELTS, ну и поступлению как в Назарбаев Университет, так и в зарубежные вузы. С 7-8 классов, считаю, что нужно прививать ребенку навыки самоподготовки и саморазвития и социальные навыки, — поделился Хожахметов Наурызбай Изетуллаұлы, заместитель директора по учебной работе специализированного лицея-интерната «Білім-инновация» имени А.Малкеева г. Есік