Ученые Назарбаев Университета проводят исследования в сельских школах Казахстана
Что понимают руководители, учителя, учащиеся и их родители в сельских школах Казахстана под качеством образования? Какие возможности, ресурсы и поддержка доступны в сельских школах для достижения желаемого качества образования? С какими проблемами сталкиваются сельские школы в достижении желаемого качества образования? Какие присутствуют идеи для решения проблем, препятствующих достижению желаемого качества образования в сельских школах?
Для изучения этих вопросов в специально отобранных сельских школах регионов Казахстана проводилось исследование с использованием смешанных методов. Кроме того, в исследовании используется модифицированная версия документа UNICEF «Качество образования: качество учащихся, учебный план/содержание, процессы, среда и результаты» (UNICEF, 2000).
Начиная с 2018 года профессора Высшей школы образования (ВШО) Назарбаев Университета, совместно с научными сотрудниками проводили трехлетнее научное исследование, финансируемое Конкурсным грантом Назарбаев Университета на развитие профессорско-преподавательского состава. Исследование продлится до декабря 2020 года.
«Учащиеся сельских школ во многих странах мира располагают гораздо меньшими ресурсами, чем их городские сверстники, и получают гораздо меньше внимания на национальном уровне. По сравнению с городскими сверстниками, студенты сельских школ реже поступают в высшие учебные заведения сразу после окончания средней школы. Это ставит в невыгодное положение сообщества, которые часто пытаются привлечь и удержать талантливых людей», — говорит проф. Мир Афзал Тажик, Ассоциированный профессор ВШО.
Целью исследования является содействие разработке контекстуально-зависимого, учитывающего местную культуру и устойчивого подхода к повышению качества образования в сельских школах.
По мнению проф. Мир Афзал Тажик — главного исследователя и проф. Дуйшона Шаматова — партнера главного исследователя, цель может быть достигнута если будут учтены мнения и опыт ключевых заинтересованных сторон, таких как директора, заместители директоров, учителя, учащиеся, родители и должностные лица из регионов Казахстана и Министерство образования и науки Республики Казахстан.
С помощью полу-структурированных интервью и вопросников были собраны данные, касающиеся школьных мощностей, уровня образованности учащихся и их ожиданий в отношении образования, характеристик учителей, участия и ожиданий родителей, внедрения новых учебных программ и наличия технологий. В частности, исследование направлено на изучение понимания и стремления ключевых заинтересованных сторон к качеству образования; выявление проблем и вызовов, с которыми сталкиваются сельские школы в достижении желаемого качества образования; а также предложение возможных решений проблем, с которыми сталкиваются сельские школы в Казахстане, и путей повышения качества образования в сельских школах.
Применяемый в данном исследовании подход, основанный на смешанных методах, предусматривает как количественный опрос, так и качественные индивидуальные интервью и дискуссии в фокус-группах. Количественное обследование используется для получения данных от большого числа учителей из сельских школ, а качественные интервью используются для получения углубленных и описательных данных из сравнительно небольшой выборки. Среди научных сотрудников, которые внесли свой вклад в этот проект, — Дарина Садвакасова, Молдир Аблаева, Бахыт Жуматай, Гульден Суюндикова, Людмила Филлипова, Алена Каус и Сымбат Мажиков.
Предварительные результаты исследования уже были распространены посредством презентаций на двух международных конференциях в Бангкоке, Таиланд (2018 г.) и Нур-Султане, Казахстан (2019 г.). Следует отметить, что результаты исследования могут быть полезны для департаментов, разрабатывающих образовательную политику, для руководителей школ и практикующих специалистов для решения некоторых важных проблем, а также для выявления возможностей для предоставления качественного образования в сельских школах Казахстана. В результате исследования, будет предоставлен ряд рекомендаций, основанных на эмпирических данных, собранных от ключевых заинтересованных сторон, в целях повышения качества образования в сельских школах.