Учимся онлайн. Опыт профессора НУ
Пандемия 2019 года внесла изменения в образовательную среду — повсеместно высшие учебные заведения внедряют онлайн курсы и дистанционное обучение. В весеннем семестре Назарбаев Университет перешел на дистанционное обучение с применением сервисов BigBlueButton на Moodle, Zoom, Qualtrics, PowerPoint; электронные журналы и книги, учебники, и ресурсы Инновационного учебного центра. С начала осеннего семестра студенты Назарбаев Университета продолжили учиться онлайн.
Цель онлайн обучения — создать среду для активного участия студентов в учебном процессе, обеспечить доступ к учебному контенту, и организовать продуктивное взаимодействие между студентами и преподавателями во время и вне рамок лекционного времени. В онлайн обучении, ответственность за усвоение материала больше ложится на самого студента, однако преподаватель, как дизайнер виртуальной среды обучения, создает возможности и является модератором учебного процесса.
Онлайн обучение делится на два типа — синхронное и асинхронное. Синхронное — интерактивное обучение и заключается в том, что занятия проводятся в режиме реального времени с использованием электронных инструментов Zoom, Google Meet, Google Classroom, Adobe Connect. Преподаватель заранее планирует совместные часы работы, чтобы получить и дать обратную связь, ответить на вопросы.
При асинхронном онлайн обучении, преподаватель готовит и загружает на электронный портал, например в Moodle, учебные материалы для самостоятельного изучения; студент заходит на портал в удобное для него время, и выполняет задания по индивидуальному графику, не находясь в режиме синхронного онлайн-занятия. Письменные задания выполняются и отправляются преподавателю или загружаются на портале, до указанного срока.
Др. Дуйшон Шаматов, Ассоциированный профессор Высшей школы образования Назарбаев Университета, начал практиковать элементы онлайн – обучения для студентов, обучающихся по программе «Лидерство в образовании» еще в 2013 году и сегодня поделился своим опытом.
Профессор Шаматов считает, что заранее следует проанализировать ситуацию: определить целевую аудиторию и узнать о технических возможностях студентов, такие как доступ к интернету, наличие смартфонов, планшетов, настольных компьютеров и т.д. Так, Команда институциональных исследований НУ выяснила, что почти у всех студентов Университета есть персональные компьютеры и стабильное интернет-соединение. А для небольшого числа студентов, у которых трудности с подключением к Интернету или нуждаются в оборудовании, Университет предложил несколько вариантов.
Профессор также считает необходимым определить насколько у студентов развиты цифровые навыки, умение эффективно пользоваться гаджетами в процессе обучения и уже исходя из результатов разрабатывать курс занятий.
В онлайн-формате рекомендуется заранее предоставить студентам лекционной материал для самостоятельного ознакомления и не читать длинные лекции. Для оценки же пройденного материала, профессор рекомендует использовать небольшие задания как опросник или вопросы со стороны студентов о лекционном материале; обсуждение в группе (до или во время синхронной видеоконференции); краткое изложение/ критика в текстовом или аудио формате, и т.д.
— Преподавателям следует учитывать степень сложности для различных заданий, так как это влияет на распределение усилий студентов. Например, для оценки усвоенного материала вместо одного объемного задания в конце всего курса, преподаватель может дать три-четыре задания во время курса. Кроме этого, у студентов должно быть четкое понимание о критериях, которые используются для оценивания и, что именно влияет на саму оценку — качество, то есть активное участие в занятиях или количество посещенных занятий. Все это стоит сразу обозначить преподавателям в составлении курсов, — отметил Др. Д. Шаматов.
Студент находится центре учебного процесса во время онлайн образования, преподаватель, в свою очередь не передаёт знания, а помогает студенту усвоить и построить знания. Поэтому преподаватели должны обратить особое внимание на типы задач, время и условия выполнения, а также типы взаимодействия в онлайн-обучении. К примеру, кроме самостоятельной работы студента с учебными материалами, преподаватель может предложить студентам поделиться на группы и назначить групповые задания при необходимости.
Напомним, в Назарбаев Университете действует Инновационный учебный центр, где профессорам и преподавателям Университета предлагают различные ресурсы и поддержку для развития инновационных подходов в изучении и преподавании. Центр помогает применять мультимедийные средства в разработке курсов, преподавании и оценивании. Кроме того, НУ делится опытом посредством проведения регулярных вебинаров и семинаров. Офис Провоста проводит семинары в области обеспечения качества, инноваций и институциональных исследований. Высшие учебные заведения заинтересованные в подходе Университета к инновационному обучению могут связаться с Центром инновационного обучения НУ.