‘Наука — это искусство и творчество’
Наш следующий гость рубрики ‘Galym-Galam’ — Закир Джумакулов, Директор по научным программам Высшей школы образования НУ.
Закир — выпускник ЕНУ и Michigan State University. Закир вовлечен не только в научные исследования, но и в проекты по развитию образовательной политики страны. В прошлом году он работал над инновациями в сфере образования в рамках проекта “Отраслевые менеджеры по управлению изменениями” Академии Елбасы. Кроме того, ученый консультирует МОН РК по разработке национального проекта развития образования.
В своем интервью ученый рассказал в каких важных международных образовательных проектах он принимает участие, и почему ему интересна сфера образования в целом.
Вы давно работаете в ВШО НУ. Какой путь прошла Школа за эти годы?
В НУ я присоединился в 2012 году, в год завершения магистратуры. Тогда еще ВШО не было, я начал работать в Центре образовательной политики (ЦОП), который совместно с международными партнерами создавал Высшую школу образования. ЦОП продолжил существование в виде департамента науки в ВШО — это важная часть школы, которая занимается исследованиями в сфере образования, в том числе совместно с партнерами — Университетом Пенсильвании и Кембриджским Университетом.
Большой прогресс коснулся и Евразийского форума лидеров высшего образования. Я стал свидетелем того как из маленькой конференции, EHELF стал одним из самых важных мероприятий НУ.
Над какими проектами Вы работали ранее, какие проекты ведете в настоящее время?
Работа в ЦОП позволила мне тесно поработать с выдающимися учеными и экспертами в области образования. Первый научный проект в котором я участвовал в международной команде с партнерами из Университета Пенсильвании касался темы интернационализации высшего образования. В рамках этого проекта мы изучали программу “Болашак”. В результате написали три научные статьи, одна из которых входит в тройку самых цитируемых журналов мира по образованию. За эти статьи я получил две независимые премии: одну от Thomson Reuters в 2016-м году и другую — от Scopus Award в 2019-м году. Изучая программу “Болашак” мы пришли к выводу, что знания о стипендии не систематизированы. Поэтому изучили все стипендиальные программы в мире и предложили их типологию. Идеями этой статьи воспользовались больше ста ученых, что отражено в их ссылках на статью. Мне повезло иметь возможность тесно поработать с Лорой Перна, которая сейчас работает провостом UPenn.
Я также периодически провожу тренинги для вузов по методам исследования и с радостью делюсь своими инсайтами по написанию статей. Один из них — это то, что наука является и искусством и творчеством.
Если говорить о текущих проектах, то это не только научные проекты, но и проекты по развитию. ВШО доверяют международные партнеры, в том числе и институты развития, которые спонсируют 13 проектов на сумму более $1 млн. долларов. В некоторых из них я принимаю непосредственное участие.
Первое — это грант от Национальной академии наук инженерии и медицины США (2021-2022), в рамках которого наша межинституциональная исследовательская команда будет изучать проблемы NEET, — безработной молодежи. Этот проект тоже про развитие человеческого капитала, и если в начале научной карьеры я изучал стипендиатов Болашак, то в этом проекте изучаем проблемы тех кому меньше повезло с учебой и работой.
Второй, очень важный проект — это стратегическое партнерство с НОРРАГ по реализации проекта Knowledge Innovation Exchange Europe Asia Pasific (2020-2023г.). НУ в этом проекте выступают не как выгодополучатель, а как соисполнитель проекта, финансируемый глобальным партнерством в образовании (GPE). Проект нацелен на развитие систем образования в 21 развивающихся странах.
Также не могу не сказать про разработанный нами в прошлом году Кодекс исследовательской этики для исследователей в образовании. Он будет полезен и для других исследователей в социальных науках. Это первый подобный кодекс в Казахстане, который вносит большой вклад в развитие научной инфраструктуры страны. Следующим логическим шагом будет создание в вузах комитетов по исследовательской этики.