Режим “Карантин”. Как повлиял карантин на выпускников НУ

С 19 марта в столице был введен режим “Карантин” — границы города были закрыты для въезда и выезда, передвижение по городу ограничено, и людям рекомендовалось социально дистанцироваться от окружающих. С 30 марта введен режим, при котором все предприятия прекратили свою деятельность в традиционном формате и перешли на удаленную работу, а с 6 апреля все образовательные учреждения перешли на дистанционное обучение.

Следует отметить, что нынешняя ситуация обнажила имевшиеся слабые стороны во всех сферах, но при этом ее можно рассматривать и как возможность их доработать, усилить с тем, чтобы стать более устойчивым к последующим вызовам.

Мы запускаем серию статей под рубрикой “Режим Карантин”. В первой статье серии  наши выпускники поделились тем, как на них отразился карантин, что изменилось в их жизни и работе, и как именно они его преодолевают.

Аян Биримжан, 
выпускник 2016 года,  
Школы гуманитарных и социальных наук (с 2019 года Школа естественных, гуманитарных и социальных наук),
Сооснователь компании по предоставлению здорового питания “HEALTH PROJECT” 

-Карантин действительно повлиял на нас. Все наши заведения закрыты и сейчас у нас работает только доставка здорового питания. К сожалению, часть сотрудников нам пришлось отправить в отпуск на месяц и другим снизили заработные платы на 25%-50%. Важно, что на этом этапе мы никого не уволили. Доходов у нас теперь почти нет, а по некоторым проектам терпим убытки из-за фонда оплаты труда и аренды. Но мы сможем переждать карантин, благодаря резервному фонду каждого проекта.

Это наш первый кризис и поэтому для нас все происходит впервые. От себя рекомендую не просто прочитать, а тщательно изучить книгу “Антихрупкость” Н.Талеба. Она поможет лучше приспособиться к стрессу и извлечь пользу в подобных ситуациях.

Благодаря кризису мы поняли очень много вещей,  вот только некоторые из них:

— Кризис — это проверка на стойкость. Благодаря кризису мы начинаем процесс адаптации. Ломаются крепкие ветки, а не гибкие.

— В первую очередь необходимо думать о том, как не потерять клиентов, а не бизнес, ведь именно клиенты создают вашу доходную часть. 

— Выявили, что в некоторых проектах есть лишние сотрудники. На этапе развития обычно этого не замечаешь. Думаю, в будущем это поможет лучше распределять фонд оплаты труда.

— Карантин помог нам завершить все наши задачи по стандартизации, которые мы постоянно откладывали из-за роста. Получается, что мы не сделали шаг назад, а мы просто берём разгон!

Диана Тойымбекова,
выпускница 2016 года
Высшая школа образования,
Фасилитатор Ассоциации семейных врачей Казахстана

— Когда в Астане и Алмате начался карантин, меня пригласили в команду по коммуникациям Ассоциации семейных врачей Казахстана (АСВК). 

Мы ведем работу с населением, в режиме онлайн и прямых эфиров, где отвечаем на вопросы населения, собираем данные  и на их основе делаем инфографики, карточки по тематике коронавируса. Кроме того, продолжаем вести Инстаграм-проект Ассоциации  по работе с детьми, где рассказываем о важности соблюдения гигиены, мытья рук, правильного питания, проводим челленджи, конкурсы с подарками, где дети должны правильно отвечать на вопросы по коронавирусу и не только. В целом, ВОЗ и другие организации призывали людей к ведению подобной деятельности. В Казахстане этим занялись АСВК.

Ассоциация усердно работает в направлении развенчивания мифов о COVID-19 и еще до того как коронавирус пришел в Казахстан они предупреждали о серьезности вируса, на первых порах отвечали на вопросы людей, убеждая, что это не “теория заговора”, а реальная угроза. В помощь людям, которые хотят знать достоверную информацию о новом вирусе,  я записала интервью на FindYourB с одной из врачей ассоциации. В нашей команде есть еще одна девушка из НУ, а трое других студентов НУ также являются фасилитаторами ассоциации, но на данный момент не занимаются вопросами COVID-19. 

Думаю, будет круто, если люди будут знать о надежном источнике информации и слушать высококвалифицированных врачей.

Нурсултан Раисов,
выпускник 2015 года,
Школа инженерии (с 2019 Школа инженерии и цифровых наук),
Инженер по эксплуатации, Patentes Talgo

-Период карантина у людей может проходить по-разному в зависимости от занятости, места и типа работы. В нашем случае, мы с супругой находимся в отпуске и мы заметили уникальность данного периода в нашей жизни. Уникальность в том, что это время не похоже на обычные отпуска, которые мы проводим в разъездах, и поэтому данной возможностью необходимо правильно воспользоваться. Полагаю, что это прекрасная возможность, когда вне ежедневной суеты можно завершить отложенные дела, погрузиться в себя, переосмыслить свое нынешнее положение, поставить новые цели, расставить приоритеты, и конечно же, развиваться. Таким образом, чтобы при окончании карантина не сожалеть о безрезультатно потраченном времени, мы составили распорядок дня, в который включили профессиональное развитие, обучение определенным навыкам, общение с близкими и друзьями, духовное совершенствование, занятие спортом и вечерние развлечения. Стоит отметить, что свободный выбор распорядка не должен пренебрегать правильным сном и питанием.

Напоследок, хочу пожелать соотечественникам оставаться проактивными и позитивными в это время самоизоляции. Хорошего иммунитета и здоровья!

Айсара Усенова,
выпускница 2016 года
Высшая школа образования,
учитель, ученый-исследователь, внештатный редактор (фрилансер)

 -С переходом на карантин, мой режим дня немного поменялся. Исчезли границы между временем на работу и временем для себя. Поэтому стараюсь выполнять самые важные задания до обеда. Так как сейчас много неопределенности и многие люди боятся неизвестности, я стараюсь так сказать “выработать рутину”. Например, изучать что-то новое, ложиться спать пораньше, отвлекаться от чтения новостей и готовить самой. Так, я записалась на мини-курс по креативности от EdGravity, стараюсь заниматься йогой два раза в день и слушать подкасты.

Что изменилось?

Работа в офисе перешла в дистанционную форму, перенеслись все командировки по стране. Вместо выездных семинаров мы перешли на вебинары. В связи с переходом на дистанционное обучение, отвечаю на вопросы учителей как использовать электронные ресурсы для обучения.

Акторе Барлыбаев, 
выпускник 2016 года, 
Школа наук и технологий (с 2019 года Школа естественных, социальных и гуманитарных наук)
QNE, проектный менеджер,  соучредитель ТОО “Skill Pro”

Никогда не думал, что застану пандемию на своем веку, но у жизни свои планы. Сейчас идет своего рода перезагрузка или откат всего к “базовым настройкам”, когда мы понимаем, что для жизни нам нужно совсем немного — семья, дом, продукты и бщение. Как и многие я благодарен всем, кто оказывает помощь в решении общей задачи. Как бы смешно не звучало, но я тоже вношу свою лепту — нахожусь дома, развиваю свои навыки. Ведь каждый из нас является маленьким винтиком в большом механизме государства. Если каждый из нас сможет добиться успехов в своем деле, мы поможем стране стать лучше.

С момента поступления в университет в родной город я приезжал максимум на неделю. Так что карантин я решил теперь переждать дома, рядом с семьей. Но в таких условиях важно еще и правильно распорядиться временем.

Я расставил занятия как предметы во время учебы, но с гибким графиком. Итак, мое расписание состоит из курсов по продакт  менеджменту, программированию, испанскому, чтения книг, физических упражнений, работы по территории, уборки и работы по проектам. Вообще, многие сервисы сейчас открывают бесплатный доступ к урокам и прочим материалам, надо лишь начать использовать. Есть в расписании и внеплановые “элективы”- такие как общение по телефону, походы в магазин, встреча с друзьями, у которых есть разрешение на передвижение по городу и которые навещают по возможности.

Основной упор, конечно, идет на проекты; благо условия для дистанционной работы у нас в стране есть. В конце 2019 года с партнерами начали создавать онлайн школу как инструмент для образовательного бизнеса. Тогда мы еще понятия не имели о cобытиях, которые произойдут в скором времени в мире. Идея простая: для бизнеса, в котором присутствует элемент обучения, мы создаем онлайн школу — систему наподобие Moodle, только с большим функционалом и современным дружелюбным интерфейсом. Далее наши клиенты начинают обучать своих учеников и сотрудников, да еще и продают свои курсы другим. Таким образом, их бизнес не простаивает, а начинает зарабатывать даже больше чем оффлайн.

Когда меняются правила игры, надо успеть перестроиться и/или изменить подход. Например, “динозавр” коммерции Walmart создал приложение для доставки продуктов и делает успехи. Другими словами, если на пути стоит преграда, в данном случае -карантин, надо найти альтернативные подходы к решению проблемы; если не получается, можно заняться развитием других сфер в “колесе жизни”, а позже снова вернуться к ней.

Как показывает история — все проходит, вопрос лишь в том, какими мы выйдем из этой ситуации.

 

Подробнее о мерах, предпринимаемых Назарбаев Университетом во время пандемии можно узнать здесь.

Напомним, на сайте НУ запущена специальная страница COVID-19, где студенты, преподаватели и сотрудники могут найти ответы на интересующие их вопросы в секции «часто задаваемые вопросы».