Важно ли быть академически честным?

Что такое академическая честность? Так ли это важно в школьном и вузовском образовании? Для чего необходимо поддерживать высокие стандарты академической честности?

Академическая честность — это соблюдение принципов правдивости, доверия, уважения, справедливости и, наконец, ответственности. Придерживаться этих принципов нужно даже тогда, когда никто не следит и не контролирует. Каждое учебное заведение устанавливает свои академические правила и нормы честности, которые помогают студентам и педагогам принимать взвешенные моральные и этические решения в своей деятельности.

Кроме плагиата, списывания, обмана и фальсификации, которые на слуху у многих, к академической нечестности также относятся выполнение письменной работы вместо другого или за вознаграждение, подлог, мошенничество и, так называемое, «несанкционированное сотрудничество».

Но наиболее распространенное проявление академической нечестности  – это плагиат. Впервые термин «плагиат» использован в литературе 80-х годов н.э. римским поэтом Мартиалем, который узнал, что другой поэт, Фединтинус, читает его произведения и выдает их за свои. Мартиаль назвал Фединтинуса «плагиатом», по сути — «похитителем».

У Дуйшона Шаматова, ассоциированного профессора Высшей школы образования Назарбаев Университета, на этот счет есть собственное мнение:

«В постсоветском пространстве понятие «плагиат» стали использовать относительно недавно. Во-первых, в советский период очень мало времени уделялось исследовательским работам и развитию письма, как продуктивному виду речевой деятельности, а экзамены, в большинстве случаев, принимались в устной форме. От студентов не требовалось создание самостоятельных творческих текстов. Во-вторых,  письменные работы студентов выполнялись часто формально: их не учили аргументировать свои суждения. Поскольку почти все сводилось к списыванию готового или «конспектированию», многие привыкали присваивать чужие тезисы, не указывая источников. В-третьих, от студентов требовались запоминание и понимание информации, которые, по таксономии Б. Блума, являются мыслительных навыками низкого порядка. И последнее — поощрялась совместная коллективная работа, а индивидуальная воспринималась, как эгоизм».

К другим формам академической нечестности относятся списывание, шпаргалки, подсказки и т.д. Существуют два вида плагиата: преднамеренный и непреднамеренный. По мнению профессора, большая часть плагиата на самом деле является непреднамеренной и возникает из-за непонимания правил, которые должны помогать формировать академическую честность, поэтому студентам крайне важно четко объяснить принципы академической честности.

В каждом учебном заведении имеются те или иные нормативные документы, регулирующие последствия нарушений политики академической честности (например, виды санкций, тяжесть санкций и т. д.). Так, к примеру, в Назарбаев Университете действует «Кодекс поведения студентов», регламентирующий академические нарушения и дисциплинарные процедуры, предусматриваются механизмы эффективного решения вопросов при нарушениях и санкции к ним. Основополагающий приоритет при этом —  строгое соблюдение конституционных и законных прав студентов и принципов академической свободы.

Таким образом, при решении вопросов академических нарушений студентов, Назарбаев Университет несет ответственность (и в правовом, и в общественном смыслах) перед всеми стейкхолдерами: от студентов и Попечительского совета Университета до всего казахстанского общества.

Академические нарушения крайне негативно воздействуют на формирование исследовательской культуры студентов и в целом угнетают качество образовательной среды.

По данным Политехнического государственного университета Вирджинии Virgina Tech, соблазнам плагиата более подвержены студенты начальных и выпускных курсов, что объясняется сложностью заданий и ответственностью за выпускной курс.

Особенно риск плагиата возрастает в условиях дистанционного или онлайн обучения.

Какие превентивные меры следует предпринять? 

Как продолжать придерживаться принципов академической честности в условиях пандемии?

Др. Д.Шаматов, исходя из личного преподавательского опыта, сформулировал комплекс рекомендаций преподавателям и студентам.

Преподавателям:

  • Выделите время и совместно обсудите со студентами необходимость и преимущества соблюдения высоких требований к оригинальности их исследовательских работ; ознакомьте их с нормативными документами, регламентирующими принципы академической честности (обязательно «Кодекс поведения студентов»).
  • Разработайте прозрачную критериальную оценочную систему для студентов, чтобы студенты понимали, как будут оцениваться работы.
  • Используйте разнообразные методы оценивания, включайте виды заданий, требующих ответов в онлайн режиме (т.е. синхронно).
  • Проводите регулярную обратную связь, отмечая прогресс письменных работ студентов.
  • Разработайте персональные задания, которые не позволят мошенничать.
  • Формулируйте задания по содержанию лекционных и семинарских занятий.
  • Стимулируйте студентов к критическому мышлению и выработке собственного мнения.
  • Избегайте общих вопросов, на которые можно найти готовые ответы.
  • Задания должны быть концептуальными (развивающими мышление), а не фактологические с целью запоминания (зубрежки).
  • Разработайте лучше задания к каждой теме за курс, чем одно или два больших задания (это снизит риск мошенничества).

Студентам:

  • Всегда соблюдайте правила университета, регулирующие принципы академической честности (например, «Кодекс поведения студентов»).
  • Всегда консультируйтесь со своими преподавателями, если у вас возникли сомнения или вопросы.
  • Периодически демонстрируйте профессорам прогресс своих письменных работ.
  • Будьте инициативны в своем обучении, умейте гордиться собственной творческой работой.
  • Не забывайте, что, соблюдая принципы академической честности сейчас, вы закладываете фундамент своего развития как исследователя, формируете персональный профессиональный имидж, по которому вас будут оценивать ваши будущие партнеры и работодатели.

Напомним, ежегодно Назарбаев Университет и КАЗГЮУ им. М. Нарикбаева проводят конференцию по вопросам академической честности. Целью конференции является создание платформы для обмена передовым опытом, постановка и обсуждение проблемных вопросов и последних открытий в теоретических и эмпирических исследованиях по вопросам академической честности.